Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний – следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуации в стране может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и федеральными государственными образовательными стандартами на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому постоянно возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.
Актуальность проблемы валеологизации образования требует от педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному процессу в ДОУ, который предполагает не только нормативный подход к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и создание условий для становления физкультурной, валеологической, гигиенической образованности дошкольников, обусловленной формированием у них мотивации здоровья.
Данный проект составлен с учетом ФГОС ДО и современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием материалов валеологического блока программы «Планета детства» Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич, программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой и программы В.Г. Алямовской «Здоровье» и отвечает объективным потребностям практики.
Цель проекта – формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма. При реализации проекта особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг»: в сторону здоровья или болезни. Проект ставит перед педагогами следующие задачи:
1. Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире.
2. Создать представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека.
3. Учить детей правильному использованию физической культуры, ее разнообразных средств, закаливающих мероприятий в повседневной жизни.
4. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности, психологической устойчивости в современных условиях.
Проект рассчитан для работы с детьми 5-7 лет, срок его реализации 6 месяцев. Занятия проводятся два раза в неделю. Полный курс состоит из 38 занятий.
На основе широкого использования межпредметных связей, прежде всего с экологией, валеологией, проект способствует формированию устойчивого интереса детей к познавательному развитию, раскрытию целостной картины мира природы и места человека в нем, тесной зависимости здоровья от состояния окружающей среды. Познавательное содержание проекта неразрывно связано с задачами по физическому воспитанию и является дополнением и расширением образовательной области «Физическое развитие»
Проект для детей младшего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"
(группа кратковременного пребывания детей "Пирамидка")
Актуальность проекта: детям раннего возраста недоступно понимание содержания сельскохозяйственного труда, так как большинство детей проживает в городской среде, где нет возможности завести своё огородное хозяйство, и соответственно дети не могут наблюдать за развитием природы, а именно за ростом растений. Участие в данном проекте положительно скажется на познавательном развитии детей: во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к познавательным процессам.
Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.
Цель проекта: познакомить детей с процессом выращивания репчатого лука в комнатных условиях, его пользой для здоровья людей.
Проект для детей младшего возраста "Космос"
(группа кратковременного пребывания "Пирамидка")
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).
Цель: познакомить детей с российским праздником «День космонавтики», с первыми космонавтами.
Проект подготовительной к школе группы № 2
"К школе готов"
Актуальность проекта. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Некоторые дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Современная школа требует от поступающего в первый класс наличия определённого уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук; сформированность желания идти в школу, определённой мотивации учения, определённого «типа школьной зрелости», достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности.