Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование. В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, ТПМПК, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящ их.
Конструктивные особенности здания МБДОУ Детский сад «Брусничка» не предусматривают наличие подъемников, устройств для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения и иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в соответствии с рекомендациями медицинских специалистов.
В настоящее время в МБДОУ отсутствуют воспитанники, нуждающихся в услугах ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах, об объектах для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются следующие помещения:
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Помещения групп оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. 9 групп оснащены интерактивным оборудованием. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с Основной образовательной Программой дошкольного образования.
Специально оборудованные помещения позволяют осуществлять воспитательно-образовательную, коррекционную и оздоровительную работу с детьми в соответствии с поставленными перед ДОУ задачами, осуществлять всестороннее развитие личности ребенка, учитывая их интересы и повышать качество работы с детьми:
В учреждении коррекционно-развивающую деятельность осуществляют 1 учитель-логопед и 1 педагог-психолог.
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
Наличие учебно-методической и художественной литературы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам:
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта ДОУ служат для проведения физкультурно-спортивных мероприятий, тренировочных и оздоровительных занятий. Объекты спорта, находящиеся на территории ДОУ:
Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Для реализации двигательной деятельности детей используются физкультурное оборудование и спортивный инвентарь музыкально-физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом ребенка.
Технические средства обучения. Для осуществления образовательной деятельности с детьми в ДОУ используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные. Для проведения физкультурных занятий и спортивных развлечений в музыкально-физкультурном зале имеется два музыкальных центра для музыкального сопровождения. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания, либо в соответствии с ИПР (индивидуальный план развития).
Средства обучения и воспитания,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организациив
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка» не предусматривают наличие подъемников, устройств для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения и иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
В МБДОУ для категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:
Доступ к группам, кабинетам, туалету обеспечен посредством сопровождающего лица (воспитатель).
Организация питания воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Питание в учреждении осуществляется в соответствии с примерным меню, рассчитанным на 10 дней, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в учреждении для двух возрастных категорий: для детей от 1,5 до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет. . Меню утверждается заведующим по согласованию с технологом по питанию. В детском саду работает один шеф-повар, 4 повара, 2 кладовщика, три кухонных рабочих, которые придерживаются в своей работе должностных инструкций разработанных согласно их обязанностям.
Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Охрана здоровья воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Первостепенной задачей детского сада является охрана жизни и здоровья детей, их физического развития, в том числе инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Для этого созданы необходимые условия по охране жизни и здоровья детей, соблюдаются меры безопасности.
Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ПМПк тесно сотрудничает с тПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
Для обеспечения безопасности детей в МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка» создана система обеспечения и поддержания условий комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей – одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка», на котором существует версия для слабовидящих.
Воспитанники дошкольного учреждения доступа к информационной сети "Интернет" не имеют.
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
Интерактивный стол в ДОУ – это продукт высоких технологий, который представляет собой многофункциональный сенсорный экран, и используется для занятий с детьми в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Разработка позволяет в игровой форме обучать детей, делая занятия познавательными и интересными. Использование сенсорного стола в учебном процессе способствует быстрому усвоению новой информации детьми, благодаря наглядности представления материалов. Во время занятия дети касаются интерактивной поверхности стола, управляя предметами, что способствует развитию мелкой моторики. Большое разрешение экрана делает изображения яркими и четкими. С интерактивным столом можно работать в группе. Столы оснащены чувствительным сенсором с мгновенным откликом. Можно адаптировать для инклюзивного образования.
Интерактивные поверхности целесообразно использовать для инклюзивного образования детей-инвалидов. У такого ребенка есть свои особенности, поэтому стандартная модель стола может не подойти. Для занятий в ДОУ стол оснащён пакетом специализированных обучающих программ. Сюда входят приложения для развития у детей логики, критического мышления, сообразительности.
Интерактивная доска.
Обучение детей становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, отличные помощники в диагностике развития детей:
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат (отсутствует)
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (отсутствует)